Собака грызет лапы – причины, что делать?

О том, что у четвероного питомца возникли проблемы, его хозяин может догадаться только по внешним проявлениям изменения привычек или поведения. Но не всегда ему ясно, что именно тревожит или мучает животное. Например, почему собака грызет свои лапы? Разберемся, от чего это может происходить и как с этим справиться.

Собака грызет лапы – причины, что делать?

Почему собаки грызут лапы?

Часто можно увидеть, как собаки вылизывают и/или грызут свои лапки. Чаще всего это случается после прогулки и поэтому причина кроется в необходимости очистить их от прилипшего мусора или от прицепившихся к шерсти колючек. В данном случае это естественный прием гигиены и беспокоиться не о чем. Но иногда такое поведение собаки свидетельствует о патологии.

Вызывать стремление к вылизыванию или покусыванию своих лап у собаки могут две причины: зуд или боль в проблемной зоне. Чаще всего боль – это симптом заболевания/патологии.

Зуд, не связанный с болезнью, может быть спровоцирован несколькими факторами:

• Отсутствием мытья лап животного после прогулки. Наиболее актуально это после выгула в городе, где на асфальте, земле и траве оседают химически активные элементы. Например, после обработки дорог противогололедными реагентами. Кроме кожного воспаления, реагенты могут вызвать серьезное кишечное отравление.
  • Налипшим на лапы льдом или снегом, комочками грязи между пальцами во время прогулки.
  • Чрезмерно отросшими когтями – они травмируют подушечки лап, поэтому собака начинает их грызть.
  • Врастанием когтей в мягкие ткани – это возможно при неправильном обрезании когтевых пластин.
  • Несбалансированным рационом, вызывающим сухость кожи, ее раздражение и травмирование.

Собака грызет лапы – причины, что делать?

Пес может грызть лапы и когти и по причине проблем со здоровьем, вызванных:

• Нарушением целостности кожи (порезы, проколы и ссадины). Это может случиться на прогулке по гравию, насту, горячему асфальту.
  • Инородными телами, воткнувшимися в подушечки лап или между пальцами (занозы, стекло и др. предметы).
  • Впившимися клещами.
  • Укусами насекомых: оводами, пчелами, осами, шершнями, комарами и мухами.
  • Демодекозом (заражением подкожным клещом, размножающимся в волосяных фолликулах и сальных железах).
  • Паразитированием блох.
  • Грибковой инфекцией – в этой ситуации собака чешется и грызет лапу, на которой поселилась колония грибка.
  • Вирусной инфекцией (папилломатозом) с образованием папиллом.
  • Болезнетворной микрофлорой, вызывающей вторичное инфицирование на месте любых расчесов.
  • Заболеваниями суставов – артритом и артрозом (воспалительными процессами, сопровождающимися болью).
  • Нарушениями кровообращения в конечностях, провоцирующими их онемение и покалывание.
  • Гормональным дисбалансом.
  • Аллергическими реакциями, которые могут возникнуть под действием химически агрессивных веществ любого происхождения: бытовая химия, строительные материалы, реагенты и т. д.
  • Неврозами, вызванными стрессом при смене места жительства, нехватке внимания, испуге, недостатке питания, дефиците витаминов и т. д.
  • Если собака грызет задние лапы, то это может указывать на травму позвоночника. Другие симптомы этого состояния: потеря ориентации в пространстве, шаткость походки или обездвиженность, неконтролируемая дефекация и мочеиспускание.

Как отличить вылизывание от погрызов?

Чтобы понять, действия собаки – патология или норма, нужно проследить, как она это делает. На то, что это погрыз, указывает такое поведение домашнего питомца:

• он нервничает;
  • не отвлекается на внешние раздражители и даже на еду;
  • рычит и огрызается на людей или других животных.

Собака грызет лапы – причины, что делать?

Нужно ли обращаться к ветеринару?

Долгое и частое выгрызание или вылизывание лап приводит к удалению шерсти, травмированию кожи и инфицированию ее болезнетворными бактериями. Это инициирует развитие гнойного воспалительного процесса. Без лечения прогноз будет неблагоприятным. Патология может привести к обездвижению животного и даже к заражению крови (сепсису), а это грозит летальным исходом.

И даже если инфицирования кожи не произойдет, то вследствие того, что пес постоянно грызет лапы, у него может развиться нервное расстройство, сопровождаемое навязчивым желанием совершать повторяющиеся действия. С течением времени это неминуемо приведет к самотравмированию.

Многие владельцы четвероногих питомцев не знают, нужно ли обращаться к ветеринару, если собака грызет лапы. Для ответа на этот вопрос врачи клиники ИВЦ МВА рекомендуют попытаться определить причину этих действий. Если они вызваны недостатком гигиены, и при этом расчесывание и покусывание еще не привело к развитию тяжелых последствий, то справиться с проблемой можно самостоятельно. Достаточно содержать лапы животного в чистоте и периодически подстригать его когти. Во всех остальных случаях специалисты рекомендуют, не откладывая, обратиться в ветеринарную клинику.

Лечение в ветклинике ИВЦ МВА

Выбор клиники для питомца должен быть обусловлен высокой квалификацией ее врачей и передовым техническим оснащением для лечебных и диагностических процедур. Таким критериям соответствует ИВЦ МВА.

Наши клиники работают круглосуточно, врачи применяют только проверенные и безопасные для животных методы терапии и лекарственные препараты. Лечение осуществляется в условиях амбулатории и стационара – в зависимости от сложности клинического случая. Если собака грызет лапы, иногда до крови, то это веский повод записаться к ветеринару. Врач диагностирует причину и назначит адекватное лечение.

Невроз

Терапия неврозных состояний, повлекших навязчивое покусывание собакой своих конечностей, комплексная. Она заключается в устранении причины, вызвавшей невроз, приеме успокоительных препаратов и улучшении условий содержания. Питомцу нужно уделять больше внимания, проводить с ним время, поощрять. В ряде случаев показана консультация зоопсихолога.

Грибок

Микозные инфекции у собак, которые постоянно грызут лапы, лечат противогрибковыми препаратами для приема внутрь и поверхностной обработки. При выполнении наружного нанесения мази на лапы их следует забинтовывать, чтобы собака не слизала лекарство. Помимо этого, необходимо тщательное выполнение всех гигиенических процедур, чтобы избежать инфицирования пораженной кожи патогенными бактериями. Во время лечения хозяин должен обеспечить своему питомцу сбалансированное питание для укрепления общего и местного иммунитета.

Реагенты (аллергия)

Лечение поражений кожи и аллергической реакции после контакта с реагентами выполняется по двум направлениям. Это заживление ранок на коже и снятие аллергической реакции. Для заживления кожных дефектов применяют антисептические обработки, нанесение ранозаживляющих мазей. Если присоединилась вторичная инфекция, то назначают курс антибактериальной терапии (перорально или инъекционно). Для устранения аллергии прописывают прием антигистаминных лекарств. До полного заживления ранок животное нельзя выгуливать. Для утоления естественных надобностей у взрослых особей используют лоток, у щенков – пеленку.

Как ухаживать за лапами у собак

Уход за животными – это повседневная и кропотливая работа. Чтобы собака не грызла лапы и когти из-за причин, не связанных с заболеваниями, нужно придерживаться таких правил:

• После прихода с улицы обязательно мыть лапы, высушивать межпальцевые промежутки и осматривать на предмет обнаружения порезов, инородных предметов, клещей. Для мытья применять мыло, которое не вызывает сухость кожи.
  • Перед зимними прогулками рекомендуется обрабатывать лапы специальным воском или вазелином. Это защитит их от воздействия токсичных реагентов.
  • Для выгула можно надевать на своего питомца обувь для животных.
  • Перед выгулом весной и летом нужно обрабатывать шерсть собаки средствами от клещей.
  • Своевременно подстригать когти и укорачивать шерсть между пальцами.

Кроме того, чтобы избежать развития патологий, рекомендуется регулярно водить домашнего питомца на профилактические осмотры к ветеринару. Только врач может точно определить опасное заболевание на ранней стадии и назначить лечение.

Советы по стрижке когтей

Подстригание когтей – это важная профилактическая мера, чтобы собака не грызла пальцы своих лап. Частота стрижки зависит от породы питомца и от условий его содержания. Если выгул осуществляется по асфальту или гравийным дорожкам, то когти стачиваются естественным образом, и потому в частом «педикюре» нет нужды. При прогулках по земле и лужайкам подстригать когти нужно чаще.

Процесс стрижки несложен, но сопряжен с особенностями, касающимися анатомического строения когтей животного. Они состоят из роговой пластины и матрикса – части, в которой расположен кровеносный сосуд и нервные окончания. При процедуре важно его не задеть. На светлых когтях матрикс заметен визуально – он более темный, чем остальная роговая пластина. На черных когтях процедуру нужно выполнять очень аккуратно, отрезая пластину по нескольку миллиметров.

Рекомендации по выполнению стрижки:

• Подготовьте когтерез. Его можно купить в ветеринарной аптеке или в зоомагазине. Перед процедурой инструмент нужно продезинфицировать.
  • Собака должна быть в расслабленном состоянии, т. е. не стремиться побегать и поиграть.
  • Подготовьте животное: погладьте его лапы с нажимом на когти. Выполняйте это действие, пока пес не перестанет обращать на них внимание. Возможно, потребуется несколько подходов. Затем положите собаку на бок. Делать это нужно спокойно, чтобы она не испугалась.
  • Зафиксируйте пса, чтобы он был неподвижен. Это можно сделать рукой, которой держите обрабатываемую лапу. Если самому это сделать не получается, то можно попросить помочь другого человека.
  • Начинайте стрижку с задних лап, животные более спокойно относятся к манипуляциям на задних конечностях.
  • Наметьте границу, по которой нужно провезти срез. Она должна быть примерно в 2-4 мм от матрикса.
  • Обрежьте коготь, держа инструмент примерно под 45 градусов к когтевой пластине. Повторите манипуляцию со всеми когтями. При желании их можно дополнительно обточить пилкой. При выполнении стрижки хвалите своего питомца, а по окончании – дайте его любимое лакомство.

Собака грызет лапы – причины, что делать?

Если во время процедуры случайно повредится матрикс, то сразу остановите кровь. Это можно сделать, зажав коготь салфеткой, либо окунув его в кровоостанавливающий порошок из аптеки или в кукурузный крахмал. Из всего сказанного можно сделать вывод: если собака грызет лапы, то за ней следует внимательно понаблюдать, и при выявлении иных подозрительных симптомов – обратиться в ветеринарную клинику.