Стресс у собак и кошек. Часть 1: на что обратить внимание владельцам

Нервная система домашних кошек и собак реагирует на внешние воздействия окружающей среды не меньше, а иногда и больше, чем у человека. Наши питомцы испытывают стресс гораздо чаще, чем мы предполагаем.

Стресс у кошки – явление частое и может быть даже хроническим. Сегодня данная патология признана ветеринарами во всем мире.

Часто нервные всплески сопровождаются нарушениями поведения, вследствие чего возникают серьезные проблемы со здоровьем. В тяжелых случаях требуется осмотр и помощь ветеринарного врача в условиях клиники.

Стресс характеризуется следующими симптомами:

• учащение сердцебиения и дыхания;
  • одышка;
  • повышение температуры тела;
  • повышение артериального давления;
  • мышечная дрожь, повышенная возбудимость;
  • обильное слюноотделение;
  • кошка может издавать различные звуки (утробное мяуканье или вой, шипение или рык);
  • непроизвольное опорожнение кишечника или мочевого пузыря;
  • внешние проявления: расширение зрачков, прижатые к голове уши, подергивание хвоста, вздыбленная шерсть, выгнутая спина, устрашающий оскал (демонстрация зубов);
  • быстрое поедание корма (особенно если обычно питомец ест не спеша);
  • частичный или полный отказ от корма;
  • нежелание выходить на прогулку, флегматичность/меланхоличность периодами, безучастность к происходящему вокруг, апатия, депрессия, вялость;
  • нарушения сна (ночью питомец часто встает, ходит по дому, ворочается);
  • животное ищет место, чтобы спрятаться, забивается, прячется, не идет на контакт;
  • навязчивые состояния: длительное вылизывание, расчёсывание, переедание, гиперактивность или частое зевание.

В большинстве случаев с острым состоянием нервная система справляется самостоятельно, но при продолжительном воздействии стрессовых факторов питомец может впасть в хроническое подавленное состояние. У животных, находящихся в стрессе, подавляются обменные процессы, вследствие чего снижается защитные свойства организма, животное становится уязвимо, и появляется высокий риск заболевания или обострения хронических заболеваний. Таким образом, эмоциональные потрясения отражаются на работе всего организма в целом.

Показания к применению успокоительных препаратов

Ветеринары, зоопсихологи, специалисты, занимающиеся коррекцией поведения животных, считают следующие ситуации достаточным основанием для того, чтобы дать успокаивающее средство:

• Выход из дома и перемещение на любом виде транспорта, особенно если животное не приучено к данным перевозкам или осуществляет их достаточно редко. Питомца могут испугать звуки, шум, запахи, перемена температур.
  • Смена места жительства или передержка.
    Никого не удивишь тем, что коты привыкают не только к людям, но и к окружающей среде. Всю местность, с которой они имеют прямой контакт, кошки считают по праву своей территорией, поэтому переезд и смену условий обитания не все легко переносят. Собаки же, напротив, переносят все легче и проще, но у них тоже могут быть свои особенности.
  • Визит гостей, праздники или новый член семьи в доме. Большинство домашних питомцев в качестве главного хозяина могут выбирать одного или нескольких представителей семьи. Гости, новые люди, а в особенности появление ребенка в доме, могут спровоцировать животное на агрессию или наоборот сильно испугать.
  • Постоянное желание метить территорию. Животное в стрессе стремится дополнительно закрепить за собой определённую площадь обитания, чтобы в первое время чувствовать себя в безопасности и в комфорте, так как такой запах является предупредительным сигналом.
  • Течка и половая охота. Некоторые кошки и собаки могут проявлять сильное беспокойство и агрессию.
  • Груминг или стрижка, выполнение уходовых процедур: расчёсывание шерсти, обрезка когтей, мытьё и сушка.
  • Участие в выставках. Когда организуется большое скопление людей, других кошек и собак, навязчивое внимание, шум, гам.
  • Ремонтные работы в месте проживания питомца. Это настоящий стресс, как для кошки, так и для людей. Изменяется распорядок жизни у всех членов семьи: в доме резкие звуки, новые запахи, изменение обстановки, постоянная суета, новые люди – рабочие, ремонтники, мастера.
  • Резкие запахи в воздухе, реагенты в зимнее время года.
  • Новые домашние питомцы. У большинства животных есть чувство собственничества и контроля. Происходит так называемое соперничество. Когда они одни, они в безопасности, если появляется «чужой», первое время отношения могут быть очень настороженными и напряженными. Со временем знакомство и общение становится более спокойным, но далеко не всегда. Животные могут постоянно игнорировать друг друга и быть во вражеских отношениях, тем самым находясь в постоянном стрессе. В таких случаях ветеринары всегда советуют иметь у кошек несколько лотков в доме и столько мисок, сколько животных в доме.
  • Заболевания и физиологические причины. Стресс у домашних питомцев может быть одной из причин развития множества соматических болезней. Классическим примером можно назвать идиопатический цистит кошек – заболевание мочевыделительной системы, развивающееся вследствие длительного стресса.
  • Хронический стресс. Его можно заподозрить, если у питомца меняется модель поведения, изменяются уже давно устоявшиеся ритуалы.

К симптомам продолжительного угнетенного или напряженного эмоционального состояния относятся:

• тенденция прятаться в укромные, недоступные места;
  • нарушение пищевого поведения – изменения пищевых привычек, привередливость;
  • чрезмерное вылизывание или, наоборот, безучастность к самоочищению;
  • мочеиспускание и дефекация в непривычных местах, иногда кошки показательно и демонстративно опорожняются в неположенных местах или около лотка;
  • нарушения пищеварения: рвота, запор, диарея;
  • вялость, отсутствие желания проявлять активность, постоянное пребывание в каком-либо одном месте, длительный сон;
  • оставление меток, разбрызгивание мочи;
  • кожные реакции в виде расчесывания, зуда, потери шерсти, появление на теле залысин;
  • противоречивое поведение: беспокойство, питомец не может найти себе место, то ложится, то садится, то встает, принимает вынужденное положение.

Если Вы замечаете данные симптомы у своего питомца или же у Вас есть необходимость в применении успокоительных препаратов, наши врачи-терапевты всегда готовы проконсультировать Вас и ответить на все Ваши вопросы.

Ветеринарный врач-терапевт
Махватова Надежда Владимировна