Врожденные пороки сердца у домашних животных

Вереникина Светлана Николаевна - ветеринарный врач-кардиолог, специалист ультразвуковой диагностики, руководитель отделения кардиологии, кандидат ветеринарных наук.

Врожденные пороки сердца – это большая группа заболеваний, общей чертой которых является врожденный дефект в какой-либо структуре сердца или его сосудов.

Различают следующие основные группы аномалий:

Дефекты перегородок

К основным и наиболее распространенным заболеваниям этой группы относят Дефект межпредсердной перегородки (ДМПП) и Дефект межжелудочковой перегородки (ДМПЖ).

Дефект межпредсердной перегородки (ДМПП)
Дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП)

Дефект межпредсердной перегородки (ДМПП)

Дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП)

Клапанные пороки

Всего в сердце 4 клапана, перекрывающие ток крови между предсердиями и желудочками (атриовентрикулярные или створчатые), и в основании крупных сосудов - аорты и легочной артерии (полулунные). Наиболее часто встречаются Стенозы (сужение) клапана аорты и легочной артерии, а также Дисплазии (нарушение развития) митрального или трикуспидального клапанов.

Клапаны сердц

Клапаны сердца

Врожденные аномалии сосудов

Открытый артериальный (Боталлов) проток – наиболее часто встречающаяся патология. Значительно реже регистрируют такие пороки, как транспозицию магистральных сосудов, аномалии коронарных сосудов. И это далеко не полный список заболеваний.

Открытый артериальный (Боталлов) проток

Открытый артериальный  (Боталлов) проток.

Бывают и сложные пороки, сочетающие в себе несколько дефектов, например Тетрада Фалло – порок, который сочетает в себе 4 аномалии. Это сужение ствола легочной артерии, дефект межжелудочковой перегородки, смещение корня аорты и утолщение стенки правого желудочка. Чаще такой порок встречается у кошек.

Тетрада Фалло: дефект межжелудочковой перегородки, стеноз легочной артерии, смещение корня аорты, утолщение стенки правого желудочка

Тетрада Фалло: дефект межжелудочковой перегородки,
.

Причины появления врожденных пороков сердца у животных

Считается, что к рождению потомства с подобными дефектами могут привести различные химические, физические, биологические агенты, воздействующие на беременную особь в момент формирования органов у плодов. К таким факторам относят применение некоторых лекарственных препаратов, радиацию, воздействие вирусов, бактерий, неблагоприятные условия окружающей среды. Большое значение имеют наследственные факторы, общеизвестно, что у животных большую роль имеет породная предрасположенность. То есть когда какой-либо порок часто встречается у собак или кошек определенной породы, у других же может не регистрироваться вовсе.

У кошек

Так, например, часто встречаемые пороки у кошек, это дефекты межжелудочковой, межпредсердной перегородок и Тетрада Фалло.

У собак

Среди собак ДМЖП и ДМПП характерны для акита, биглей, боксеров, сибирских хасок, ши-тцу.

Стеноз аорты часто встречается у собак пород боксер, английский бульдог, бультерьер, бордосский дог, мастиф, лабрадор, золотистый ретривер.

Стеноз легочной аорты чаще регистрируется у пород бигль, бассет хаунд, боксер, английский и французский бульдог, чиху хуа, маламут, мальтезе, мастиф, вэст-хайлэнд-уайт терьер, лабрадор ретривер, золотистый лабрадор.

Открытый артериальный проток одна из наиболее распространенных аномалий, встречается у чихуа хуа, померанских шпицев, коккер спаниелей, ши-тцу, йоркширских терьеров, лабрадоров ретриверов, пуделей.

Частота и распространенность

Врожденные пороки встречаются не очень часто, это примерно 3% от общего числа заболеваний сердца. Причем, распространенность разных пороков среди популяций животных не однородна.  Какой-либо порок может часто встречаться внутри породы в пределах одной страны и не регистрироваться вовсе у представителей той же породы в другом регионе.

Симптомы порока сердца у собаки и кошки

Какие симптомы характерны для данных заболеваний, на что необходимо обратить внимание при выборе питомца и что должно насторожить, если он у Вас уже появился?

Врожденные пороки это обширная группа достаточно разнородных поражений сердца. Симптомы зависят от локализации дефекта в сердце и его размера. Наиболее часто обращают на себя внимание следующие признаки:

• Отставание в росте.
  • Плохая переносимость физических нагрузок.
  • Учащение дыхания  при незначительных нагрузках, а иногда и в покое.
  • Выраженный цианоз - посинение слизистых оболочек, а в некоторых случаях напротив бледность.
  • Обмороки.
  • Увеличение живота и скопление жидкости в брюшной полости (асцит).

Диагностика

Что делать если Вы заметили подобные симптомы у своего питомца? - Необходимо посетить ветеринарного врача-кардиолога. Основным методом выявления врожденных пороков является Эхокардиография. Для исключения осложнений требуется так же ЭКГ и анализы крови.

Лечение и прогноз

Лечение во многих случаях симптоматическое. Назначаются препараты для борьбы с застойными явлениями, аритмией. Как правило, продолжительность жизни у таких пациентов не велика. Но, при некоторых пороках существует специфическое оперативное лечение и при раннем выявлении порока возможно полное выздоровление.

Советуем производить первичную профилактику, которая заключается в исключении животных с пороком сердца от разведения, острожном применении токсических препаратов, своевременном лечении инфекционных заболеваний.

Практика показывает, что кошки с пороком сердца нередко доживают до года из-за перегрузки сердечной мышцы и развития сопутствующих заболеваний, но бывают и исключения.

При правильном уходе и лечении кошки и собаки с пороком сердца могут прожить от 10 до 14 лет. Однако стоит помнить, что в противном случае летального исхода не удастся избежать.

Желаем Вам и Вашим питомцам здоровья!

Получить консультацию и записаться на прием к ветеринарному врачу-кардиологу можно по телефонам: +7 (495) 661-55-12, +7 (495) 661-55-02