Диагностика в дерматологии

Масимов Эдуард Нусратович
Ветеринарный врач, дерматолог, эндокринолог, терапевт
Кандидат биологических наук

В практике ветеринарного врача более 1/3 пациентов имеют кожные заболевания, т.е. ветеринарный врач среднестатистической ветеринарной клиники сталкивается с дерматологическими проблемами ежедневно, принимая до 5-8 таких животных в день

И каждый из них требует повышенного внимания. Не всегда лечение, поставленное на основании только визуального осмотра и беглого опроса владельца не может быть верным, а в некоторых случаях приведет к ухудшению ситуации.

Поэтому ветеринарному врачу необходимо тщательно подходить к проблеме кожи животного, подробно опрашивать владельца о состоянии животного в последние несколько дней.

В стандартный осмотр пациента входит измерение температуры тела, пальпация лимфоузлов, осмотр при помощи отоскопа ушных раковин, аускультация, визуальный осмотр кожи животного.

Опрос владельца животного должен включать очень разнообразные вопросы, на которые ветеринарный врач должен получать уверенные ответы. В частности чем питается животное, его моцион, место жительства (дом/участок), имеется ли зуд, и если да, то насколько он интенсивен, были до обращения в клинику проблемы с кожей, ушами, есть ли сезонность кожных поражений, как часто собака или кошка бывают у грумера, с какой периодичностью происходят обработки от паразитов, а также какими препаратами, кастрирована ли собака/кошка,? Все эти вопросы задавать нужно – в дальнейшем они могут навести врача на выводы о заболевании животного.

После опроса владельца необходимо определить характер поражений: локализованность, диффузность, имеется ли симметричность поражений. Важно определить первичные признаки заболевания от вторичных. Эритема, папулы, пустулы, буллы – все это первичные признаки кожных поражений. А вот комедоны, лихнефикация, алопеция, эрозия – являются уже вторичными.

Далее, ветеринарный врач, в зависимости от локализации поражений, особенностей породы собаки или кошки приступает к исследованиям самой кожи. Имеется много видов и методов диагностики заболеваний кожи. Вот только некоторые из них:

1. Обследование при помощи УФ лампы (лампы Вуда) – самый распространенный вид исследования, прежде всего за счет его дешевизны. Но данный метод позволит определить только споры M.canis.
  2. Трихограмма – смысл ее заключается в осмотре волоса под микроскопом, а если такого нет – то в лаборатории. Определение фазы роста волоса, его повреждение часто говорит больше, чем владелец кошки или визуальный осмотр. К примеру, именно с помощью трихограммы ветеринарный врач определяет имеется ли зуд у кошки или нет, в какой фазе роста в данный момент находится волос, наличие дерматофитоза, а также яйца паразитов.
  3. Соскоб шерсти – данное исследование направлено на обнаружение клещей рода Demodex canis, Demodex gatoi и пр. Данное исследование проводится при помощи скальпеля, т.к. необходим глубокий соскоб с кожи. Для лаборатории достаточно и одного стекла для проведения исследования. Однако необходимо помнить, что такой вид диагностики предполагает до 5 исследований за один прием ,т.е. от 5 соскобов, в разных местах кожи
  4. «Скотч-тест» или исследование клейкой лентой – также не самый дорогой метод исследования. Для этого ветеринарному врачу необходимо 3 вещи: скотч, предметное стекло, а также лабораторная специализированная краска (например Diff-quick). Большинство специалистов пренебрегают данный исследованием. На это подталкивает отсутствие микроскопа, отсутствие краски, незаинтересованность врача в пациенте или в заболевании. Как показывает опыт работы в сети наших ветеринарных клиник, без данного метода исследования невозможно правильно оценить ситуацию с больным животным, нельзя назначать тот или иной лекарственный препарат, а самое главное – нельзя даже приблизительно сказать владельцу, чем именно болеет его любимец. Данный тест применяется ветеринарным врачом для обследования животного на предмет заболевания хейлитиозом.
  5. Исследование ушной раковины – должно заключатся не только в отоскопии, но и в исследовании содержимого уха. Важно исследовать оба уха, даже если владелец жалуется на проблемы с одним. Цитология ушного содержимого позволит определить наличие в ушном проходе бактерии, малассезии и клетки. Конечно же исследование ушной раковины необходимо при подозрении на наличие в ушах клеща рода Otodectes.
  6. Цитология, биопсия кожи – достаточно серьезный метод исследования. Не каждый ветеринарный специалист является цитологом, патоморфологом. Поэтому такие исследования необходимо доверять узкопрофильным ветеринарным специалистам. Исследование содержимого пустул, папул, не говоря уже о различного вида опухолях, при отсутствии базы знаний по цитологии и гистологии может привести к ложному диагнозу.

Не всегда тесты, о которых мы рассказали подробно, могут исключать то или иное заболевание при отрицательном результате. Кроме представленных выше исследований существует множество других видов диагностики кожных заболеваний: исследование гормонального статуса животного, гистология, дерматогистопатология, аллерго-тесты, бактериальные и микологические посевы. С ними, как правило, работают крупные ветеринарные лаборатории или специализированные ветеринарные учреждения. Пренебрегая видами диагностики ветеринарный врач, сам того не зная, лишает себя пациента, не говоря уже о том, что надлежащим образом не позаботился о состоянии здоровья собаки или кошки.

Как показывают исследования европейских коллег – ветеринарных врачей – дерматологические проблемы зачастую толкают владельца менять клинику, врача. Связано это со спецификой дерматологии, в которой интуиция часто подводит. Большинство заболеваний, в частности атопический дерматит, может проявляться по-разному, а вторичные инфекции обычно вызывают зуд тщательно скрывают характерные проявления того же атопического дерматита. К слову, одновременно могут развиваться несколько заболеваний, а хронические изменения во многом выглядят схоже с рядом других болезней. Факторы, которые сопутствуют отиту – плохая вентиляция ушей, узость слухового прохода – маскируют основное заболевание – аллергию, и они же в свою очередь ведут к более серьезным заболеваниям – опухолям наружного или среднего уха.

Полноценное обследование пациента с дерматологической проблемой – важная задача, которую должен решать ветеринарный врач.