ЭНГЕЛЬС Александра Игоревна
Руководитель хирургического стационара, ветеринарный врач-реаниматолог, врач интенсивной терапии
Интенсивная терапия

Тест Ширмера у животных

Слезная пленка роговицы выполняет много функций. Она увлажняет и смазывает переднюю поверхность глаза, тем самым защищая ее от механических повреждений извне, а также помогает избавляться от инородных тел, попадающих на роговицу и конъюнктиву.

Благодаря слезе происходит питание роговицы и создается местный иммунитет, что не позволяет размножаться патогенной микрофлоре.

В слезной пленке различают три слоя: муциновый, водный и липидный.

Тест Ширмера – количественный метод, позволяющий измерить водный компонент слезной жидкости. Суть этого теста заключается в том, что в нижний конъюнктивальный мешок помещают специально размеченную бумажную полоску, обеспечивая ее контакт с роговицей. В течение 1 минуты она пропитывается слезной жидкостью до определенного уровня, который затем оценивает ветеринарный врач. В норме значения теста Ширмера находятся в пределах 15-30 мм у собак и 10-22 мм у кошек.

С возрастом у животных уменьшается продукция слезы, что является физиологически закономерным процессом.

Кератоконъюнктивит у собак

Самая распространенная патология, при которой происходит снижение слезопродукции у собак – сухой кератоконъюнктивит или синдром сухого глаза.

Различают две его формы – качественный и количественный. В первом случае сухость глаза обусловлена недостатком одного или нескольких компонентов слезной пленки, из-за чего происходит увеличение испарения водного слоя. Во втором – снижением выработки непосредственно водного компонента, слезы.

Существует определенная породная предрасположенность к этому заболеванию среди собак. В группе риска находятся такие породы, как: йоркширский терьер, китайская хохлатая собака, мопс, ши-тцу, английский бульдог, американский кокер спаниель, кавалер кинг чарльз спаниель.

Признаки

Первоначально сухой кератоконъюнктивит может проявляться увеличением выработки слезы, что ошибочно владельцы трактуют, как проявление аллергии. Так может продолжаться на протяжении нескольких лет.

Когда же выработка слезы начинает снижаться, происходит падение местного иммунитета и создаются благоприятные условия для развития патогенной микрофлоры, развивается воспалительный процесс, из-за чего происходит покраснение конъюнктивы, появляются гнойные выделения из глаз. Поскольку, без достаточного количества слезы глаз становится уязвимым к механическим воздействиям, то часто возникают повреждения роговицы, что приводит к развитию сильного болевого синдрома: животное начинает щурить глаз, чесать его лапой.

Вторичная патогенная микрофлора, развившаяся на глазной поверхности на фоне снижения слезы, может привести к расплавлению более глубоких слоев роговицы и, как следствие, к перфорации глаза.

Лечение

Лечение заключается в назначении антимикробных, противовоспалительных средств и слезозаменителей.

В большинстве случаев, животные с подтвержденным диагнозом «сухой кератоконъюнктивит» требуют пожизненной терапии, поэтому даже при положительной динамике, посещение ветеринарного врача-офтальмолога должно быть регулярным.

Примерно через 3 недели после начала использования глазных капель и мази, необходимо провести повторное обследование пациента. Это необходимо для того, чтобы оценить динамику состояния пациента.

Если тест Ширмера снова покажет сухость глаз, необходимо увеличить введение препарата. В случае положительной динамики прием препаратов сокращается.

Кератоконъюнктивит у кошек

Кератоконъюнктивит при симптоме сухого глаза у кошки появляется при отсутствии смазки пальперальной железы. Это довольно опасное заболевание, которое может привести к болезненным ощущением или полной слепоте, поэтому владельцы обязательно внимание на потенциальное наличие такой проблемы у питомца.

Признаки

Они включают:

• покраснение и выделения из глаз;
  • отечность век;
  • повышенная чувствительность к свету;
  • опухшие или закрытые глаза.

Если не заниматься лечением заболевания, то сухой кератоконъюнктивит может оказать негативное влияние на зрение кошки.

Недуг развивается при потере защитных слоев роговицы, находящихся на поверхности глаза.

Лечение

При трапии необходимо использовать специальные капли в дополнение к препаратам, которые прописывают для замены натуральной слезы. После постановки диагноза врач помогает подобрать подходящие по всем параметрам средства.

В случаи, если терапевтические методы оказываются неэффективны, прибегают к оперативному вмешательству.

Тест Ширмера у собак и кошек

Различают две разновидности теста Ширмера кошек и собак. Один выполняется без применения местной анестезии и измеряет базальную (выполняемую непосредственно слезной железой) и рефлекторную (стимулируемую морганием) слезопродукцию. Второй – только базальную, после закапывания местных анестетиков.

При проведении процедуры веки животного могут оставаться. Закрытие век пациента предотвращает преждевременное выпадение тест-полоски.

Процедура длится одну минуту, после чего маркер извлекается, что необходимо для исследования слезопродукции. Значения, полученные при использовании данного метода обследования, помогают своевременно поставить диагноз и начать лечение.

Обычно, показатели у кошек значительно выше, чем у собак. Это обусловлено тем, что животные больше подвержены стрессу.

При проведении процедуры стоит учитывать возраст и вес пациента. Чем больше вес животного, тем выше будет значение теста. Возраст также оказывает влияние на полученный результат. У щенков до 1,5-2,5 месяцев показатели ниже, поскольку только к это времени уровень секреции слезы у них достигает стандартного значения теста Ширмера у собак.

Пройти данное обследование под наблюдением опытных специалистов вы всегда можете пройти в рамках нашей клиники.

Проведение теста ширмера с использованием специальной полоски в ИВЦ МВА

Проведение теста Ширмера с использованием специальной полоски.

Руководитель отделения офтальмологии и микрохирургии глаза. Ветеринарный врач-офтальмолог, микрохирург, кандидат биологических наук
Ветеринарный врач-офтальмолог
Ветеринарный врач-офтальмолог, микрохирург