РЕНЖИН Иван Александрович
Руководитель отделения методов лучевой диагностики и неврологии. Врач невропатолог, специалист методов лучевой диагностики
Визуальная диагностика, Неврология

Нефрология для животных

Ветеринарная нефрология для животных – область ветеринарной медицины, которая занимается патологиями мочевыделительной системы (почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала). Данное направление тесно связано и влияет на работу многих систем в организме животного, в частности репродуктивной, сердечно-сосудистой и эндокринной системой кошек и собак.

Международная статистика, к сожалению, говорит о том, что хроническая болезнь почек диагностируется на протяжении жизни у более чем 1 из 3 кошек и 1 из 10 собак, что подчеркивает актуальность данной специализации.

Нефрология кошек и собак показывает, что большая часть течения заболеваний почек происходит бессимптомно для владельцев животных, если говорить о цифрах, то клинические признаки заболевания могут проявиться лишь тогда, когда пострадало более 75 % функции почек. Более того, дальше заболевание может протекать уже очень быстро и плохо контролируемо, также следует учитывать, что у большинства препаратов есть противопоказания "заболевания почек", что также ограничивает список препаратов, которые мы можем безопасно применять. После стабильного повышения уровня креатинина (а это как раз поражение более 3/4 от всех функционирующих клеток почек) мы уже говорим зачастую не о выздоровлении, а о поддержании хорошего качества жизни пациента как цели лечения.

Вот почему так важна ранняя диагностика патологий почек, а это по факту своевременная диспансеризация. Что может сделать заботливый владелец домашнего животного?

• Ежегодный прием, осмотр и консультация нефролога для животных даже при отсутствии клинических симптомов до 10 лет, далее по рекомендации ветеринарного врача.
  • Ежегодно сдавать натощак (8 - 12 часов голода) клинический анализ крови (возможно, потребуется еще исследования ретикулоцитов), биохимический анализ крови (если говорить про контроль именно функции почек - креатинин, мочевина, SDMA, общий белок, альбумин, электролиты - особенно фосфор. В нашей лаборатории для удобства владельца есть почечный профиль + SDMA).
  • 1 раз в 3 - 6 месяцев сдавать общий анализ мочи и соотношение
  • белок/креатинин в моче.
  • Тонометрия (измерение артериального давления) - кратность зависит от тех цифр, которые были на первичном приеме.
  • Ультразвуковое исследование брюшной полости (также рекомендовано провести натощак) также при отсутствии жалоб не реже 1 раз в год. Для более качественного исследования лучше подготовить животного с использованием пеногасителей данную информацию вам могут предоставить в отделении нефрологии для животных нашей клиники.

Появление о двух важных маркерах поражения почек в крови: креатинин в крови повышается тогда, когда страдает или не работает более 75 % нефронов, а с 2018 года нам доступно исследование в сыворотке крови маркера SDMA, который позволяет определить повреждения 25-40% функции почек, что по факту является ранней диагностикой нефропатологий.

Почему нужно сдавать общий анализ мочи? Он помогает определить наличие кристаллурии, признаков воспаления и концентрирующей функции почек, которая снижается, когда поражается примерно 67 % функции почек.

Чем может помочь определение соотношения белок/креатинин в моче? Данное исследование является золотым стандартом в диагностике протеинурии - маркером и фактором прогрессирования хронической болезни почек. Персистирующая потеря белка с мочой может привести к крайне тяжелым состояниям, например, тяжелое мышечное истощение, развитие отеков или асцита, а как следствие и летального исхода.

При наличии воспалительного процесса в анализе мочи крайне рекомендовано провести микробиологическое исследование образца мочи путем цистоцентезаи – золотой стандарт стерильности, который никак не навредит и зачастую переносится легче, чем внутримышечная инъекция у животного.

Успех лечения во многом зависит от своевременности обращения к специалисту, выбранной терапии и реакции организма животного на нее.  К каждому пациенту мы должны подобрать свою тактику лечения, учитывая не только работу почек, но и наличие сопутствующих патологий, универсальных схем не существует, поэтому так важен очный прием специалиста.

Когда необходима консультация нефролога для собак и кошек?

Как правило, первыми клиническими симптомами, которые должны насторожить владельцев, являются:

• шерстный покров изменяет свою структуру (перестает блестеть, появляется перхоть или участки алопеций);
  • снижение аппетита или извращение аппетита;
  • постепенное в течение более 2 месяцев повышение жажды;
  • "неожиданно" возникшие запоры или просто более сухой кал;
  • неприятный запах из ротовой полости (галитоз).

Как можно отметить - данные клинические признаки очень неспецифичны и редко их можно связать с нефропатологией.  Даже при таких стертых клинических признаках, можно уже смело идти на обследование в ветеринарную клинику, а не ждать ухудшения.

Мы не говорим о том, что бывает острое течение болезни почек – так называемое острое повреждение почек, которое может сопровождаться:

• резким отказом от еды;
  • рвотой;
  • расстройствами мочеиспускания (например, задержка мочеиспускания или анурия);
  • резким ухудшением общего состояния животного;
  • полиурией/ полидипсией.

Данное состояние требует незамедлительного обращения в ветеринарную клинику за помощью нефролога для животных и часто помещения животного до стабилизации состояния в отделение интенсивной терапии.

Стоимость, руб.

Первичный прием ветеринарного врача терапевта

Включает осмотр животного врачом (термометрия, пальпация, аускультация), постановка предварительного и дифференциальных диагнозов. Разработка тактики дальнейшей диагностики/ лечения/профилактики заболевания животного

Повторный прием ветеринарного врача

2000

Повторное обращение в течение 1 месяца по ранее выявленному заболеванию.

Прием ветеринарного врача специалиста– Кандидата наук, Эксперта любой специализации

Первичное обращение владельца животного включает: сбор анамнеза, постановка предварительного и дифференциальных диагнозов. Разработка тактики дальнейшей диагностики/ лечения/профилактики заболевания животного.

Повторный прием ветеринарного врача специалиста – Кандидата наук, Эксперта любой специализации

Повторное обращение в течение 1 месяца (для дерматологов -3 месяцев) по ранее выявленному заболеванию.
Включает клинический осмотр животного, консультация по результатам обследования и контроль эффективности лечения.

Прием ветеринарного врача - Ведущего специалиста любой специализации

Повторный прием ветеринарного врача – Ведущего специалиста любой специализации

Прием ветеринарного врача Специалиста любой специализации

Повторный прием ветеринарного врача Специалиста любой специализации